Дом Э.А. фон Беренса

Усадьба потомственного дворянина коллежского асессора Эдуарда Андреевича фон Беренса была построена в 1871 году архитектором М.А. Фидлером. В 1892 году владение, занимавшее участки 5 и 7 в Гусятниковом переулке,  числилось за Э.А. Беренсом, а в 1905 году усадьбу перестроили под училище по проекту Н.Н. Благовещенского. В 1914 году Э.А. Беренс был собственником усадьбы. Здесь же жила его жена Эмма Ивановна фон Беренс. После революции дом был национализирован и отдан под коммунальные квартиры. В 1920-х годах в одной из коммунальных квартир этого дома жил будущий кинорежиссер Григорий Львович Рошаль. Серьезный урон был нанесен усадьбе в 1960-х годах, когда срыли ее левый корпус в угоду швейцарскому посольству.

Работы по реставрации сруба здания были нами начаты в марте 2016 года. Состояние сруба позволило восстановить конструкции не прибегая к разборке. Основная часть поражений приходилась на уровень перекрытий из-за протечек кровли. Нашей организацией были проведены сложные инженерные работы по вывешиванию сруба с применением системы "лифтинг", и заменены гнилые бревна сруба, балки, стропила и плахи перекрытий. 

Сруб здания выполнен из оцилиндрованных вручную сосновых бревен со средним диаметром 26-28см. Естественный сбег бревен частично сохранялся. На вершине 26см, а на комле 28см при длине бревен 5-8м.

При монтаже системы "лифтинг" важно избежать нежелательных деформаций неизбежно возникающих между поднимаемой и статичной частями здания. 

Один из углов сруба пострадал от протечек больше других.

Замена нижних венцов представляет наибольшую сложность, поскольку требуется вывесить значительную часть сруба, а некоторых случаях все здание целиком. 

Угол здания подвергавшийся протечкам на протяжении многих лет. Для восстановления конструктивной способности стен потребовалась полная переборка угла на высоту всех 20 венцов. 

Местами протечки привели к необходимости заменять балки и накат перекрытия. Балки выполнены из бревен диаметром 36см. а накат из более тонких плах. 

Верхние бревна сруба заменялись после разборки кровельного покрытия, обрешетки и стропил. 

Конструктивной особенностью этого здания является клееная обшивка по деревянным маякам. Из трех досок склеенные щиты на "гладкую фугу" с калевками по краям, образующими руст на фасаде здания. Маяки выполнены из тонких бревен и закреплены к срубу с помощью кованых скоб. 

При реставрации обшивки максимально использовались старые доски. 

Отступлением от старых технологий стала покраска обшивки. Если в XIX века доски красились на месте после крепления наличников и декора, то при реставрации готовые щиты были окрашены в цехе. 

Крепление щитов обшивки производится гвоздями. Шляпки гвоздей во избежание коррозии закрашиваются краской отдельно. 

Применение традиционных для России строительных материалов при стилизованном копировании классических архитектурных образцов породило много интересных памятников архитектуры  XIX века.

Нам удалось восстановить несущую способность стен, перекрытий и стропильной конструкции. Наружная обшивка с частичным использованием старых досок восстановлена в первозданном виде с точным повторением профилей элементов декора.

К сожалению, отсутствие комплексного подхода при реставрации этого уникального памятника архитектуры привело к непоправимым утратам внешнего облика здания и его внутреннего убранства. Косяки окон и дверей были под давлением заказчика безжалостно выпилены другими субподрядчиками и заменены новыми с установкой стеклопакетов без переплетов. Это решение уродует здание, противореча исторической достоверности и идее сохранения памятника архитектуры. Деревья, посаженые напротив главного ризалита фасада уничтожают целостное  восприятие здания и исторический курдонер.